Если уж зима в России — всегда неожиданность (опять не успели подготовиться!), то что уж говорить о начале отопительного сезона. Непредвиденные проблемы с радиаторами — головная боль для многих. Как действовать, если батареи дали течь, рассказываем в данной статье.
Шаг № 1. Перекройте воду в системе отопления
Первое, что нужно сделать, обнаружив протечку радиатора, — перекрыть доступ воды. Владельцы квартиры зачастую могут сделать это самостоятельно. Если на радиаторах установлены шаровые краны, нужно просто их закрыть. При наличии байпаса (трубы, по которой теплоноситель может протекать «в обход» батареи) нужно убедиться, что он открыт. Таким образом, поврежденный прибор окажется «отрезан» от системы отопления дома, но в соседних квартирах по-прежнему будет тепло.
Если же шаровых кранов нет, то необходимо оперативно связаться с управляющей компанией дома, чтобы ее представители перекрыли отопление по всему стояку. Далее нужно вызвать специалистов, которые придут в квартиру, демонтируют поврежденный радиатор и установят на его место временные шаровые краны. Только после этого представители УК восстановят отопление по стояку.
Шаг № 2. Выберите новый радиатор
Протечки случаются либо у слишком старых радиаторов, либо у новых, но некачественных. Самое проблемное время — начало отопительного сезона. Если вы уже не первый раз сталкиваетесь с проблемой протечек, задумайтесь о реставрации старых радиаторов (это иногда — но не всегда! — возможно с хорошим чугуном) или об их замене.
При выборе нового радиатора нужно учитывать три важных аспекта:
- на радиаторе должна быть маркировка с указанием фирмы-производителя и датой выпуска («безымянная» батарея может оказаться некачественной, а претензии предъявлять будет некому);
- сфокусировать внимание лучше на радиаторах известных европейских и отечественных брендов, которые давно присутствуют на рынке; каждый прибор должен иметь сертификат соответствия ГОСТу (это значит, что он прошел технические испытания, которые подтвердили качество);
- важно обратить внимание на теплоотдачу батареи. (Параметры указываются в техническом паспорте батареи. К примеру, стандартный показатель для секции алюминиевого радиатора 180–190 Вт, для секции биметаллического — 170–180 Вт.)
Стоимость новой батареи зависит от материала, из которого она изготовлена, и размера (который, в свою очередь, зависит от площади комнаты). К примеру, алюминиевый радиатор для комнаты 20 кв. метров обойдется примерно в 7 тысяч рублей, а биметаллический будет стоить около 10 тысяч рублей.
Шаг № 3. Установите новую батарею
На этом этапе не обойтись без специалистов управляющей компании. Ни в коем случае не нужно пытаться установить радиатор самостоятельно!
Сантехники демонтируют поврежденную батарею (если этого не сделали ранее) и установят новую. Обязательно потребуйте у сантехников акт о проделанных работах (а в идеале и чек со стоимостью услуг). На акте должна быть печать УК и подпись ответственного сотрудника (например, главного инженера). В случае неисправности или аварии именно они, а не вы будете нести ответственность. Такие бумаги сотрудники УК дают очень неохотно, но вы совершенно точно вправе их требовать.
Кстати, имейте в виду, что в подобных случаях опрессовка батареи не проводится, поскольку для проверки ее работоспособности достаточно пустить воду в прибор.
Работа специалистов УК по демонтажу старого и установке нового радиатора обойдется в 3000–5000 рублей за штуку. За установку шаровых кранов придется доплатить еще 800–1000 рублей.
Шаг № 4. Найти виноватых
В первые 3–5 лет после постройки дома ответственность за любые проблемы (в том числе и с радиаторами) несет застройщик, поэтому необходимо обратиться в управляющую компанию за возмещением ущерба.
Если проблема с батареей возникла не в новом доме, то можно попробовать обратиться в магазин, где был куплен прибор (но только при наличии чека, конечно же). При отсутствии чека стоит обратиться напрямую к производителю, а в случае с иностранным брендом — к официальному импортеру. Придется писать претензию о ненадлежащем качестве товара, прикладывать фотографии поврежденного прибора и нанесенного ущерба. Но, стоит сказать, усилия часто себя оправдывают.
Следующий этап — независимая экспертиза, которая выявит реальные причины протечки. Если окажется, что проблема в заводском браке и гарантия на прибор еще действует, производитель обязан возместить стоимость нового радиатора и расходы на его замену. Дополнительно возмещается ущерб, причиненный владельцам квартиры и их соседям в результате протечки. Однако для определения точной суммы придется воспользоваться платными услугами оценщика.
Причиной протечки может быть не только заводской брак, но и неправильная установка батарей. В этом случае все расходы владельцев квартиры ложатся на монтажную организацию, которая занималась установкой радиаторов (если у вас есть документы, подтверждающие, что были проделаны соответствующие работы).
Случается, что проблема появилась в результате неправильной эксплуатации, в этом случае ответственность должна нести управляющая компания. Однако стоит учесть, что факт некорректной эксплуатации сложно доказать. Например, причиной протечки может стать гидроудар — резкий скачок давления в системе отопления, в несколько раз превышающий норму. Определить его по данным управляющей компании проблематично, потому что гидроудар может произойти в промежутке между проверками давления в системе отопления. В этом случае выявить некорректную эксплуатацию сможет только экспертиза.
Еще одна частая причина протечек батарей — это, увы, неправильная эксплуатация со стороны жильцов. К примеру, в техническом паспорте алюминиевого радиатора указано, что нельзя перекрывать в нем воду дольше, чем на две недели, иначе он может потечь. При взаимодействии алюминия с водой выделяется водород, который не уходит из прибора из-за закрытых шаровых кранов. В результате давление в батарее повышается, и она может лопнуть. В этом случае вина за протечку полностью ложится на владельцев квартиры и ущерб никто не возместит.